Д. И. Боголюбовъ. Слово жизни въ бесѣдѣ съ сектантами о крещеніи младенцевъ

Бесѣдовать съ баптистами мы собрались весной, въ саду одного богатаго православнаго христіанина. День былъ праздничный. На дворѣ тепло. Слушателей сошлось много.

Столъ, покрытый бѣлою скатертью, мнѣ поставили на возвышеніи, въ тѣни большого, развѣсистаго дерева. Кругомъ меня размѣстилась сельская «знать», а противъ — баптисты. Ихъ было немного. «Отвѣчать» мнѣ они уполномочили своего «брата» Михаила. Это былъ малограмотный, но хитрый и пронырливый баптистъ. Онъ, улыбаясь, посматривалъ на народъ, видимо, желая показать людямъ, что «не сробѣлъ».

Пропѣли молитву. Народъ притихъ. Тѣснымъ полукругомъ онъ придвинулся къ столу. — Я объявилъ, что, по желанію батюшки и православныхъ, бесѣдовать будемъ о крещеніи младенцевъ. Но тому же желанію, бесѣдовать станемъ покороче, безъ взаимныхъ перебивокъ и отъ Слова Божія. Баптисты согласились съ этими условіями и выразили свое удовольствіе «потолковать» именно о крещеніи младенцевъ.

Я началъ говорить:

— Господь Іисусъ Христосъ явился Савлу, шедшему въ Дамаскъ, и сказалъ ему: «встань и стань на ноги твои: ибо Я для того и явился тебѣ, чтобы поставить тебя служителемъ и свидѣтелемъ того, что ты видѣлъ, и что я открою тебѣ, избавляя тебя отъ народа іудейскаго и отъ язычниковъ, къ которымъ Я теперь посылаю тебя, открыть глаза имъ, чтобы они обратились отъ тьмы къ свѣту и отъ власти сатаны къ Богу, и вѣрою въ Меня получили прощеніе грѣховъ и жребій съ освященными» (Дѣян. 26, 16 — 18 ст.).

Изъ этихъ словъ Господа ясно слѣдуетъ, что и послѣ страданій Христовыхъ въ мірѣ осталось два царства: «власть сатаны» и «власть Божія», — «тьма» и «свѣтъ». Также объ этомъ свидѣтельствуетъ Ап. Павелъ. Онъ говоритъ, что Богъ Отецъ избавилъ насъ «отъ власти тьмы» и ввелъ «въ царство возлюбленнаго Сына Своего (Кол. 1, 13).

«Царство возлюбленнаго Сына Божія» на землѣ осуществляется но мѣрѣ возможности истинною Церковью Христовой. Это вытекаетъ изъ ученія Самого Спасителя, Который царство небесное уподобляетъ то нолю, засѣянному пшеницей и на которомъ выросли плевелы, то неводу, закинутому въ море, то десяти дѣвамъ. Ясно, что плевелы могутъ роста и дѣвы дремать лишь въ Церкви земной, а не въ небесномъ царствѣ, гдѣ не можетъ быть никакой нечистоты (Откр. 21—27).

— Согласны вы съ изложеннымъ ученіемъ Господа и Его Апостоловъ? — спросилъ я Михаила.

— Да, вѣруемъ, что на землѣ существуетъ только два царства—царство Божіе или Церковь и царство сатаны. Третьяго промежуточнаго царства нѣтъ.

— А вѣруете ли вы, что состоите именно членами благодатной Христовой Церкви?

— Вѣруемъ и радуемся этому, и укрѣпляемся своей вѣрой въ печаляхъ и скорбяхъ земной жизни.

— Прибавьте мнѣ и еще одно разъясненіе, продолжалъ я спрашивать: состоятъ ли ваши младенцы въ Церкви Христовой, или они еще во «власти тьмы»?

— Какъ во власти тьмы? загорячились баптисты. Младенцы у Христа, въ Церкви Его…

Я успокоилъ собесѣдниковъ; сказалъ имъ, что люблю всякихъ младенцевъ, чьи бы они ни были, и съ нѣжностью говорю о нихъ въ настоящее время. А потомъ опять спросилъ.

— Какимъ образомъ вы вошли въ Церковь Христову?

— Чрезъ вѣру и крещеніе, — спокойно отвѣтилъ мнѣ Михаилъ.

— А ваши младенцы какъ туда попали за вами?

Сектанты зашептались между собой, ободрили другъ друга и Михаилъ сказалъ:

— Младенцы наши находятся у Христа въ Церкви по вѣрѣ нашей. Это понятно само собой… Кажется, вы и безъ отвѣта нашего то сообразить можете.

— Представьте, другъ, мнѣ совершенно непонятно, о чемъ вы говорите; а потому я попрошу васъ всѣхъ указать мнѣ отъ Слова Божія, — гдѣ сказано, чтобы кто-нибудь могъ приходить въ Церковь Христову чрезъ одну только чужую вѣру?

И я опустилъ голову, собираясь долго ждать отвѣта.

Михаилъ не терялъ мужества. Голосомъ нѣсколько крикливымъ онъ прочиталъ: «приносили ко Христу дѣтей, чтобы Онъ прикоснулся къ нимъ: ученики же не допускали приносящихъ. Увидѣвъ то. Іисусъ вознегодовалъ и сказалъ имъ: пустите дѣтей приходить ко Мнѣ, и не препятствуйте имъ: ибо таковыхъ есть царство Божіе» (Мр. 10, 13, 14). Нотъ сказано, что «таковыхъ есть царство Божіе»; значитъ, и такъ у Христа.

Я возразилъ:

— Дѣйствительно, въ Евангеліи сказано: таковыхъ есть царство Божіе. «Таковыхъ», т. е. по невинности и простотѣ похожихъ на младенцевъ. Но вѣдь всѣмъ этимъ невиннымъ и простымъ взрослымъ людямъ надобно войти въ Церковь Христову. Иначе Церковь будетъ существовать сама по себѣ, а люди — сами но себѣ. Научитесь пониманію этой истины отъ жизни: посмотрите, сколько кругомъ яблочныхъ, грушевыхъ и сливныхъ деревьевъ. Всѣ они принадлежатъ нашему любезному хозяину. Но если хозяинъ, по болѣзни или небрежности, во время не соберетъ добрыхъ плодовъ изъ своего сада,—этн плоды переспѣютъ и пропадутъ, или ихъ расхитятъ воры. Такъ-ли я говорю?

Слушатели дружно согласились со мной. Сектанты молчали. И я еще разъ поставилъ предъ ними вопросъ:

— Какъ же младенцы ваши за взрослыми попали въ Церковь Христову?

Михаилъ молчалъ; безмолвствовали и его «браги».

Я хотѣлъ привести сектантовъ еще въ сильнѣйшее раздумье. И я сказалъ:

— Если, какъ вы говорите, младенцы ваши уже по одной вѣрѣ, нашей—въ Церкви Христовой, то зачѣмъ вы ихъ послѣ крестите?

Выраженіе глазъ у Михаила прояснилось. Онъ отвѣтилъ:

— Крестимъ взрослыхъ людей для того, чтобы приложить ихъ къ Церкви.

- Значитъ, до крещенія младенцы ваши — не въ Церкви Христовой, если вы сознаете нужду въ извѣстное время «прилагать» ихъ ко Христу, къ Церкви Его? Иначе однажды приложенныхъ къ Церкви Христовой безъ крещенія, по вѣрѣ вашей, зачѣмъ опять «прилагать» послѣ чрезъ крещеніе? Это — ненужное повтореніе…
Туманъ вы на насъ нагоняете! мрачно замѣтилъ мнѣ одинъ старый баптистъ. И баки забиваете.

— Нѣтъ, друзья, не туманъ я на васъ нагоняю, а свѣтъ Христовъ, и не баки вамъ забиваю, а глаза прочищаю. Мнѣ хочется разъяснить вамъ, что безъ воднаго крещенія младенцы ваши не могутъ придти въ Церковь Христову.—Затѣмъ я открылъ Евангеліе и прочиталъ слова Христа Никодиму: «истинно, истинно говорю тебѣ: если кто не родится отъ воды и Духа, не можетъ войти въ царствіе Божіе. Рожденное отъ плоти есть плоть, а рожденное отъ духа есть духъ» (Іоан. 3, 5, 6).
Смотрите, какъ ясно учитъ Христосъ; безъ рожденія «отъ воды и Духа» никто не можетъ войти въ царство Божіе. А что это за рожденіе отъ воды и Духа? О какой водѣ поучаетъ насъ Христосъ?

Объ этой водѣ пишетъ Ев. Іоаннъ въ той же 3-й гл., когда говоритъ: „Іоаннъ крестилъ въ Енонѣ близъ Салима, потому что тамъ было много воды; и приходили туда и крестились» (ст. 23). Очевидно, Господь убѣждаетъ всѣхъ пасъ, что безъ воднаго крещенія и безъ благодати Духа Божія никто изъ людей, живыхъ и здоровыхъ, не можетъ войти въ Царство Божіе. А вы говорите, что младенцы ваши, рожденные отъ плоти, безъ крещенія въ Церкви Христовой. Чѣмъ это вы можете доказать?

— Да попалъ же разбойникъ, увѣровавшій во Христа на крестѣ, безъ крещенія въ царство небесное? Такъ безъ крещенія и наши младенцы будутъ со Христомъ, если умрутъ.

Замѣчаніе Михаила дружно поддержали всѣ баптисты. Когда они успокоились, я отвѣтилъ:

— Разбойникъ благоразумный спасся на крестѣ безъ крещенія воднаго потому, что онъ не могъ пройти благодатнымъ путемъ, обязательнымъ для христіанъ живущихъ на землѣ. Онъ умиралъ, страдая, повѣшенный на древѣ; но умиралъ съ горячей вѣрой въ Спасителя, которая очистила его для царства Божія и безъ воднаго крещенія (1 Петр. 4, 12—13). Такимъ образомъ «страданія» по плоти — это крещеніе кровью — замѣнили разбойнику крещеніе водное. И потому, за свою пламенную вѣру, духовно переродившую его, онъ прямо вошелъ въ царство небесное. А мы съ вами вѣдь толкуемъ о средствѣ «приложенія» къ земной Церкви Христовой. Въ нее то кто безъ воднаго крещенія входитъ? — Господь Іисусъ Христосъ сказалъ Апостоламъ: «идите по всему міру и проповѣдуйте Евангеліе всей твари. Кто будетъ вѣровать и креститься, спасенъ будетъ, а кто не будетъ вѣровать, осужденъ будетъ» (Мр. 16, 16). Тоже и въ Евангеліи отъ Іоанна говоритъ Онъ: никто безъ рожденія отъ воды и Духа не войдетъ въ Царствіе Божіе (Іоан. 3, 5). Какъ же ваши-то младенцы и по какому закону Божію входятъ въ Церковь Христову безъ крещенія?
Баптисты пошумѣли; пробовали говорить опять старое, а потомъ притихли. Они стали печальны и задумчивы. Нѣкоторые робко и тихо произносили: «безъ крещенія воднаго никто въ Церковь войти не можетъ»… Но я видѣлъ, что баптисты еще не вполнѣ понимаютъ печальную участь своихъ некрещеныхъ дѣтей. Потому я продолжилъ вопросъ:

— Если ваши некрещеные младенцы — не въ Церкви Христовой, то гдѣ они?

— Когда выростутъ, будутъ въ Церкви,—уныло отвѣтилъ мнѣ Михаилъ.

— Когда выростутъ… А прежде вы говорили, что младенцы ваши и танъ безъ крещенія, въ Церкви Христовой. Явно, что вы уходите отъ своихъ словъ. Но до возраста-то, до совершенныхъ лѣтъ, гдѣ ваши младенцы, въ чьей власти? — Вѣдь мы уговорились, что на свѣтѣ существуетъ только два царства—Царство Божіе и царство сатаны. Ясно отсюда, что если ваши младенцы—не въ Церкви, то они, по необходимости, у сатаны. Такъ у сатаны ваши младенцы?

— Нѣтъ, нѣтъ, нѣтъ! зашумѣли сектанты.

— А если нѣтъ, то какъ, безъ воднаго крещенія, они ушли отъ него?

— Ну, прижимка! махнувъ рукой, сердито и мрачно проворчалъ баптистъ-кузнецъ.

— Другіе сектанты безнадежно пожимали плечами. Наконецъ Михаилъ, собравшись съ духомъ, сказалъ:

— Мы не знаемъ, гдѣ наши некрещеный дѣти — у Христа, или у сатаны…

— А… не знаете! зашумѣли слушатели. А насъ путаете?

— Своимъ незнаніемъ въ вѣрѣ пикто оправдываться не можетъ, отвѣтилъ я. Ап. Павелъ заповѣдуетъ христіанамъ: «не будьте неразсудительны, но познавайте, что есть соля Божія» (Еф. 5, 17). Стремитесь же исполнить эту заповѣдь Апостола и вы, а потому «разсудите» сами и намъ дайте опредѣленный отвѣтъ: въ какомъ царствѣ находятся ваши некрещеныя дѣти?

— Мы уже сказали вамъ, что не знаемъ, отвѣтилъ Михаилъ. А насчетъ воли Божіей вы не торопитесь говорить. Воля Божія, объявленная Самимъ Господомъ, требуетъ, чтобы крестили только по вѣрѣ. Господь завѣщалъ Апостоламъ:
идите, научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Видите: сначала надо учить, потомъ крестить, а у васъ наоборотъ дѣлаютъ. Это — не по Евангелію.

Я заставилъ Михаила еще разъ и рѣже прочитать Евангельскія слова о крещеніи. Мы остановились на нихъ. Скоро же всѣ согласились, что Христосъ посылалъ Апостоловъ къ взрослымъ людямъ, которые могли слушать проповѣдь. Этихъ взрослыхъ людей, дѣйствительно, надо сначала учить, а потомъ крестить. Такъ и вѣруетъ святая Церковь Православная. Но вѣдь у насъ рѣчь о младенцахъ: развѣ въ Евангелія Матѳея, въ 28 гл. 19 ст., упоминается о нихъ? Нѣтъ. Значитъ и сектанты безцѣльно читаютъ намъ это мѣсто, которое мы, не искажая, принимаемъ отъ всего сердца. — Поэтому пусть намъ покажутъ: какимъ образомъ некрещеные-то младенцы могутъ придти но Христу, въ Его Церковь?

Михаилъ разсѣянно слушалъ мои доказательства и вопросы. Онъ рылся въ Евангеліи. Потомъ сказалъ:

— Крестить младенцевъ… Да ихъ и крестить-то нельзя! Вонъ у Ап. Петра написапо: «…насъ нынѣ… крещеніе, не плотской нечистоты омытіе, но обѣщаніе Богу доброй совѣсти спасаетъ» (1 Петр. 3, 21). А какое у грудныхъ младенцевъ можетъ быть «обѣщаніе» Богу?

Я отвѣтилъ:

— Апостол Петръ не говоритъ, что крещеніе есть «обѣщаніе Богу доброй совѣсти» каждымъ человѣкомъ за себя. Онъ учитъ только, что при крещеніи человѣка дается Богу обѣщаніе доброй совѣсти. Этотъ порядокъ хранимъ и мы. Въ Православной Церкви, при крещеніи всякихъ младенцевъ, есть приносящіе (Мр. 10, 13). Они даютъ за крещаемыхъ обѣтъ Богу воспитать ихъ въ доброй совѣсти. Поэтому усерднѣйше прошу васъ еще — покажите намъ путь, какимъ ваши младенцы, безъ крещенія, приходятъ въ Христову Церковь?

Сектанты молчали, обливаясь потомъ.

— Если некрещеныя дѣти, продолжалъ я, не въ Церкви, то они — у сатаны… И какъ вы ни обижайтесь на насъ, но мы скажемъ вамъ, что вы поступаете съ ними варварски… Вы возмущаетесь? Такъ покажите намъ отъ Слова Божія, что ваши младенцы въ Церкви Христовой безъ крещенія.

Сектанты стояли, понурясь, и — видно было — безнадежно.

Мы всѣ отдыхали, наслаждаясь теплой весенней погодой и благоуханіемъ сада. Отдаленные слушатели усиленно старались заглянуть въ лица сектантамъ. Наши собесѣдники чувствовали себя дурно. — Тогда Михаилъ, очевидно, рѣшившій всѣми мѣрами выпутаться изъ своего неловкаго положенія, громко сказалъ, что его «браты» «не умѣютъ» мнѣ показать, отъ Слова Божія, въ какомъ царствѣ находятся ихъ некрещеныя дѣта; не знаютъ они и такихъ Евангельскихъ изреченій, въ которыхъ прямо запрещалось бы крещеніе дѣтей. Они недоумѣваютъ, «все испытываютъ»; а потому искренно просятъ меня показать народу, гдѣ сказано въ Евангеліи, что крестить младенцевъ нужно?

Такъ прошла первая и самая трудная часть нашей бесѣды. Настроеніе у слушателей православныхъ сложилось бодрое, увѣренное. Они весело перешептывались между собой. Иные громко выкрикивали:

— Вотъ, какъ потребовали къ отвѣту, —баптисты путаются и ничего путемъ не понимаютъ. А насъ они доходятъ. Кричатъ: «крестить младенцевъ не нужно». А почему?…

Я успокоилъ слушателей, и мы всѣ умиленно запѣли: «Подъ твою милость прибѣгаемъ, Богородице Дѣво».
Когда пѣніе смолкло, Михаилъ довольно развязно повторилъ свой вопросъ.

— Такъ укажите, гдѣ въ Писаніи повелѣвается крестить младенцевъ? То вы насъ тѣснили; теперь мы вамъ пощады не дадимъ.

Кругомъ установилась мертвая тишина.

Я заговорилъ:

Братья! Я постараюсь передъ вами изобразить совокупность библейскихъ данныхъ, откуда вы сами безъ меня сдѣлаете заключеніе о необходимости для христіанъ крещенія младенцевъ. Къ этому заключенію вы устремитесь тогда даже безъ понужденія васъ «библейскою строкой».
Въ самомъ дѣлѣ, размыслите, братья, надъ такими священными данными:

— Ап. Павелъ учитъ васъ, что по рожденію мы всѣ — «чада гнѣва» (Еф. 2, 3), или «плоть», какъ сказалъ Христосъ Спаситель. А «чада гнѣва»‘ или «плоть» не могутъ быть въ царствѣ Божіемъ; ибо въ это царство «не войдетъ ничто нечистое» (Апок. 21, 27; ср. Пс. 50, 7; Гал. 5, 19-21). Между тѣмъ дѣти не виноваты, что они по природѣ родятся только «отъ плоти» (Іоан. 3, 6); жалость обязываетъ насъ скорѣе родить ихъ и отъ Духа.

А родить кого-либо отъ Духа — значитъ прежде всего крестить того человѣка, какъ мы говорили. Ибо, по обычному порядку, Духъ Божій сходитъ па людей только послѣ крещенія (Дѣян. 8, 39). И вотъ главная наша опора, па которой мы утверждаемся, крестя дѣтей. Господь сказалъ: «если кто не родится отъ воды и Духа, не можетъ войти въ царствіе Божіе» (Іоан. 3, 5). Это значитъ, что безъ воднаго крещенія никто, — ни мужчина, ни женщина, ни старикъ, ни младенецъ, — не будутъ со Христомъ въ Церкви Его. Значитъ, крестить нужно всякаго человѣка и, стало быть, грудныхъ дѣтей для того, чтобы сочетать ихъ со Христомъ (Гал. 3, 27).
Но самъ собою возникаетъ вопросъ: крестили-ли млаенцевъ при Апостолахъ? Пріобщали ли ихъ тогда ко Христу?

Отвѣчаемъ, не обинуясь: крестили. Это видно до извѣстной степени уже изъ 1 Кор. 7, 14 ст. Здѣсь мы читаемъ: «невѣрующій мужъ освящается женою вѣрующею, и жена невѣрующая освящается мужемъ вѣрующимъ. Иначе дѣти ваши были бы нечисты, а теперь святы».

Михаилъ хотѣлъ было что-то возразить, а народъ дружно закричалъ:

— Молчи! Дайте намъ послушать!..

И я спокойно продолжалъ:

— У Апостола въ приведенномъ мѣстѣ одни дѣти называются нечистыми, а другія — святыми. Что это значитъ? — Можетъ быть, рѣчь Апостола тутъ можно раскрыть и не прибѣгая къ ученію о крещеніи младенцевъ?

Я убѣжденъ, что въ словахъ Апостола содержится прикровенно твердая опора для этого ученія. Сообразите сами. Въ Писаніи Новаго Завѣта «святыми» называются только крещеные люди. Пересмотрите всѣ Апостольскія посланія — и вы убѣдитесь въ этомъ. — Если такъ, то ясно, что при Апостолахъ младенцевъ христіанскихъ крестили. Иначе Павелъ называлъ бы всѣхъ дѣтей нечистыми т. е. неосвященными послѣ плотскаго рожденія Божіей духовно-возрождающей благодатью.

Сектанты заволновались.

Я спросилъ:

— Вы недовольны моимъ выводомъ? Такъ найдите по всему Новому Завѣту одно хоть мѣсто, гдѣ бы христіане безъ крещенія назывались святыми?..
На мой вопросъ отвѣта не послѣдовало. И я сказалъ:— значитъ, я говорю правду. И, значитъ, спокойно я могу продолжать рѣчь мою.
Рѣшимъ еще одинъ недоумѣнный для нашихъ сектантовъ вопросъ: какимъ родомъ можно крестить младенцевъ безъ ихъ личной вѣры?

— Такимъ родомъ, отвѣчу я, какимъ можно было въ древности ихъ обрѣзывать. Апостолъ Павелъ, сказавъ, что во Христѣ пребываетъ всякая полнота Божества тѣлесно, написалъ: «въ Немъ вы и обрѣзаны обрѣзаніемъ, нерукотвореннымъ, совлеченіемъ грѣховнаго тѣла плоти, обрѣзаніемъ Христовымъ, бывши погребены съ Нимъ въ крещеніи» (Кол. 2, 11—12 ст.).

Въ приведенныхъ словахъ ап. Павелъ сравниваетъ «обрѣзаніе Христово» или крещеніе съ древнимъ обрѣзаніемъ. Значитъ, между ними есть сходство: и обрѣзаніе было, и крещеніе есть для вѣрующихъ печать Божія (Еф. 4, 30; Быт. 17, 11). А какъ обрѣзовали и стариковъ, и младенцевъ (Быт. 17, 13—14), — то и крестить нужно людей всякихъ возрастовъ — и младенцевъ. Поручителями за нихъ бываютъ при этомъ, «приносящіе» (Мр. 10, 13), по рус ски — кумовья. Они даютъ «обѣщаніе» Богу воспитать своихъ духовныхъ дѣтей въ «доброй совѣсти», — и черезъ то выводятъ ихъ изъ «власти тьмы» въ чудной свѣтъ Божій, гдѣ царствуетъ Христосъ.—А если сектанты не согласны съ изложеннымъ здравымъ ученіемъ,—пусть скажутъ: канимъ образомъ безъ крещенія можно перевести младенцевъ изъ власти сатаны но Христу, въ Его Церковь?…

Когда я кончилъ свою рѣчь, меня поразили сдержанныя всхлипыванія одной старухи. Она стоя въ кругу бабъ, крестилась и что-то приговаривала. Женщины, въ окно смотря изъ хаты, цѣловали своихъ грудныхъ дѣтей и благодарно смотрѣли въ мою сторону. Я растрогался и сосредоточенно замолчалъ.

Молчали и баптисты. Михаилъ поблѣднѣлъ. Кажется, больше по обязанности передъ своей братіей онъ, наконецъ, заговорилъ:

— Все-таки прямо на строкѣ, вы не указали намъ, что надобно крестить младенцевъ…

— Да я и не собирался дѣлать вамъ такихъ указаній!…

— А безъ строки, безъ прямого повелѣнія, — крестить младенцевъ, но нашему, нельзя; что хотите теперь говорите. Все будутъ одни наведенія и подобія, а не заповѣдь.

Слова Михаила дружно поддержали прочіе баптисты. Они уцѣпились за нихъ, какъ за якорь своего спасенія. Съ трудомъ удалось намъ установить тишину. И я спросилъ: — а вы друзья, въ своемъ обществѣ все совершаете го однимъ только прямымъ и пространно-выраженнымъ заповѣямъ Божіимъ?

— Да, твердо отвѣтилъ Михаилъ.

— Скажите же намъ, по какой прямой заповѣди Божіей вы причащаете женщинъ?

— Это совсѣмъ другой вопросъ! не безъ достоинства отвѣтилъ мнѣ Михаилъ. О причащеніи мы не желаемъ бесѣдовать нынѣ…

— Да и я не хочу; я только мимоходомъ думаю провѣрить справедливость вашего утвержденія, будто вы дѣлаете все но прямымъ заповѣдямъ Божіимъ. Итакъ, скажите: вслѣдствіе чьего приказанія вы причащаете женщинъ?

Вмѣсто отвѣта Михаилъ въ свою очередь спросилъ:

— Да развѣ мужчины и женщины не все равно предъ Богомъ? И онъ прочиталъ при этомъ изъ посл. Ап. Павла къ Галат.: во Христѣ «нѣтъ уже ни іудея, ни язычника; нѣтъ раба, ни свободнаго: нѣтъ мужескаго пола, ни женскаго; ибо всѣ вы- одно во Христѣ Іисусѣ» (гл. 3. 28).

— Такъ, значитъ, переспросилъ я, мужчины и женщины по своимъ правамъ—одно и тоже у Христа?

— Да, всѣ равны.

— А женщинъ вы избираете въ пресвитеры?

— Нѣтъ. Имъ Апостолъ запретилъ учить въ Церквахъ.

И Михаилъ внятно прочиталъ изъ 1 Кор. гл. 14, ст. 34.

— Если же, продолжалъ я, женщинъ нельзя избирать въ пресвитеры, значитъ, онѣ по правамъ но равны мужчинамъ. А если такъ, то можно-ли ихъ допускать и до причастія? Гдѣ на это прямая заповѣдь Христова? Особливо на евангельской строкѣ?
Михаилъ искренно удивился, когда понялъ, въ какое положеніе я поставилъ его своимъ вопросомъ. Онъ тревожно обернулся къ своей братіи. Они только плечами пожали.

— Наконецъ старикъ кузнецъ спросилъ:—такъ, по вашему, не надо что-ли причащать женщинъ?

— Нѣтъ, надо, — отвѣтилъ я.

— А гдѣ на то заповѣдь Господня? Хоромъ спросили меня изъ толпы.

— Читайте Евангеліе Іоанна гл. 6. ст. 53: «истинно, истинно говорю вамъ: если не будете ѣсть плоти Сына человѣческаго и пить Крови Его, то не будете имѣть въ себѣ жизни. Ядущій Мою Плоть и піющій Мою Кровь имѣетъ жизнь вѣчную»… (— ст. 54). Здѣсь, видимъ, Господь говоритъ, что люди безъ вкушенія Его Плоти и питія Его Крови, не будутъ имѣть жизни вѣчной. А кто долженъ вкушать Плоть Господа и пить Кровь Его? — Всѣ люди — и мужчины и женщины; потому что всѣхъ Господь призываетъ въ свое благодатное царство. А на строкѣ нигдѣ не написано прямо, что женщины причащались. Это мы только правильное наведеніе дѣлаемъ изъ разныхъ мѣстъ Библіи на счетъ ихъ причащенія.

Тоже должно сказать и о крещеніи младенцевъ. Написано: «кто не родится отъ воды и Духа, не можетъ войти въ царствіе Божіе (Іо. 3, 5), — и вѣруемъ, что это сказано для всѣхъ людей — и для мужчинъ и женщинъ, и для взрослыхъ и для младенцевъ. Потому что всѣхъ Господь призываетъ въ Свое царство (Дѣян. 2, 38-39 ст.).

Такимъ образомъ, друзья мои, вы сами видите, какъ ложно ваше требованіе, чтобы православные для всякаго священнаго дѣйствія въ своей Церкви подыскивали бы валъ точныя заповѣди Божіи: иное дано намъ въ заповѣди, «на строкѣ», а иное вытекаетъ необходимо изъ другихъ истинъ. Таково ученіе христіанъ о причащеніи женщинъ; таково же точно ученіе Евангельское о крещеніи младенцевъ. Это послѣднее ученіе прямо слѣдуетъ изъ заповѣди Христовой о рожденіи отъ воды и Духа, безъ какового рожденія христіане не могутъ вступить въ Его Церковь. — Что же дѣльнаго и значительнаго вы можете возразить противъ крещенія младенцевъ?
Изъ толпы баптистовъ послышался одинъ глухой голосъ:

— Вотъ вы крещеніе сравниваете съ обрѣзаніемъ, а у Апостола написано: «обрѣзаніе — ничто» (1 Кор. 7, 19). Стало быть, намъ христіанамъ обрѣзаніемъ нечего и прикрываться.

— Да я и не прикрываюсь Моисеевымъ обрѣзаніемъ, отвѣтилъ я. Православная Церковь вѣруетъ, что нынѣ для христіанъ древнее обрѣзаніе — ничто. Мы обрѣзываемся, по слову Апостола, «обрѣзаніемъ Христовымъ». При этомъ, подражая Апостолу, мы лишь сравниваемъ, а не отождествляемъ крещенія съ обрѣзаніемъ… И вы, братцы, не мучьте насъ, а укажите: какъ безъ крещенія можно приводить младенцевъ въ Христову Церковь?

Наступило всеобщее молчаніе…

Я добавилъ:

— А безъ Церкви Христовой, въ которую сами собой младенцы попасть не могутъ, люди — во власти тьмы. Поэтому вы тяжко согрѣшаете, не крестя своихъ младенцевъ…

Вопросъ для бесѣды былъ исчерпанъ. Пропѣли молитву. Люди стали расходиться. Впереди уходили сектанты. Вдругъ изъ кустовъ послышался рѣзкій звукъ, какъ бы отъ пощечины. Сектанты закричали:

Насъ, бьютъ, бьютъ, бьютъ!

Я испугался. «Все пропало», подумалъ я. Потомъ громко произнесъ:

— Остановитесь всѣ.

Люди остановились. Стали разбирать, кто кого билъ?

Оказалось, никто никого не трогалъ. Михаилъ, зайдя въ кусты, ударилъ ладонью о ладонь и первый закричалъ: «бьютъ, бьютъ»! Это видѣли православные старики и батюшка, которые шли слѣдомъ за сектантами.

Въ доказательство того, что дѣйствительно никто никого не билъ, говорило и то, что Михаилъ поспѣшно скрылся изъ сада. Мы не могли обловить его, при всемъ желаніи народа…

Я обличилъ сектантовъ въ лукавствѣ. Православные сокрушенно и негодующе говорили:

— Къ чему это ехидство? Ну, христіане! Ну, народецъ! Какъ въ балаганѣ! замѣтилъ хозяинъ сада, — и мы съ грустью пошли съ мѣста бесѣды.

Д. И. Боголюбовъ.

spacer

Написать отзыв